На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

mkset

232 подписчика

Свежие комментарии

  • Леонид Ла Рошель
    Что. всё так плохо, что есть предположения, что Уфа может попасть под удары укронатовских войск?Власти проинспект...
  • Валентин Воробьев
    Его поэзия мне нравится. Прекрасный поэт.Уфа празднует 103...
  • Володя
    ИСЛИ ИМУЩЕСТВО В ФИНЛЯНДИИ- ТО ЭТО НЕ РОССИЯНЕ.В Финляндии могут...

Большой БАДабум: в Башкирии полезные пищевые добавки имеют национальный колорит

Российский рынок биологически активных добавок в 2020 году вырос на 17% — до 74 с лишним миллиардов рублей. Наибольшая доля пришлась на общеукрепляющие БАДы. На втором месте добавки для улучшения переваривания пищи. В пятёрку с сильным отставанием от лидеров входят БАДы, успокаивающие нервную систему, благотворно влияющие на репродуктивные функции и препараты для укрепления костей. На остальные активные добавки, приходится меньше четверти рынка.

Очевидно, что общее потребление биологически активных добавок, в том числе витаминов, в России ещё далеко от уровня развитых стран. Ситуация в Башкирии не слишком отличается от общероссийской. При этом следует отметить, что данный сегмент в Башкирии в большинстве своем представлен препаратами, приготовленными на основе продукции пчеловодства, а также с учетом таких популярных народных продуктов, как талкан.

Загадка природы

Если мёд называют визитной карточкой Башкирии, то талкан — это, пожалуй, самый популярный после него природный продукт, основанный на многовековых народных традициях.

Талкан — это толчёная в ступе (традиционно) или смолотая на мельнице (в промышленных условиях) мука, изготовленная из предварительно пропаренных, высушенных, слегка обжаренных и очищенных пророщенных зёрен злаков. Древние кочевники (башкиры, татары, монголы, киргизы и другие) готовили талкан издревле, считая его поистине «живой едой». Легкая и сытная мука использовалась для питания детей, взрослых и стариков. Употребляя ее в пищу, воины не знали усталости, их раны быстро заживали. Женщины кочевых племен имели прекрасные густые волосы и стройные фигуры.

Продукт, полученный из пророщенных зерен, содержит необходимые нашему организму микроэлементы и является натуральным этеросорбентом. Регулярное употребление полезной муки помогает в борьбе с плохим холестерином и лишним весом, способствует омоложению организма, улучшает внешний вид кожи и волос.

На любой продуктовой выставке в Башкирии неизменно присутствуют производители талкана, а также разнообразных пчелопродуктов (прополиса, перги, пыльцы и т. д.). Кстати, и талкан, и пчелопродукты из Башкирии неизменно получают дипломы на выставках и конкурсах федерального уровня.

Споры о том, причислять ли вышеописанные товары к категории биологически активных добавок (БАДов), ведутся давно. И не только в Башкирии. Пока их производителям удавалось отстоять право считать свою продукцию не классическими БАДами, а полноценной пищей, которую легко готовить и можно предлагать людям любого возраста, в том числе маленьким детям и диабетикам.

Возможно, по этой причине до сих пор разнокалиберные мошенники не рвутся спекулировать на подделке талкана или пчелопродуктов. Одним из результатов такого положения дел становится тот факт, что на рынок биологически активных добавок к пище уверенно проникают иностранные производители, заполонившие все медиаресурсы своей рекламой.

Дедушка плохого не посоветует

Одним из наиболее известных и авторитетных представителей рынка полезных продуктов в Башкирии является компания «Фазылбак», основанная 15 лет назад Маратом Фазыловым.

— Сам я по образованию авиационник, люблю до сих пор строить радиоуправляемые самолеты и планеры, клею небольшие модели. Поработав на военном заводе, в 90-е годы впервые столкнулся с сокращением штатов, тогда это было модно в рамках конверсии и перестройки. Решил заняться пчеловодством. Благо, опыт уже был, в детстве постоянно помогал деду Фазылбаку на пасеке, — вспоминает Марат Завильевич.

«Если бы мы знали все секреты пчел, жили бы в десятки раз дольше», — любил говорить его дед, потомственный пчеловод Фазылбак Ямалетдинов. Свою пасеку он основал еще в 1908 году. Слава о его мёде разошлась далеко. Вместе с секретами разведения пчел в этой семье из поколения в поколение передавались и старинные рецепты лечения медом.

Долгие годы я вспоминал, как однажды дед показал мне улей и сказал, что готовит в нем особенный мед. Оказалось, это был мед для лечения глаз. Со временем, возглавив медовое дело, я начал изучать свойства меда с теми или иными добавками активных продуктов пчеловодства. Почитал мировую литературу, изучил достижения пчеловодов в лечении и профилактике заболеваний, сам стал разрабатывать рецепты и таким образом открыл для себя целебное пчеловодство. Назвал эти продукты именем деда «Фазылбак», говорит Марат Фазылов.

В день на предприятии разливается до 200 литров целебного продукта: мёд глазной, сердечный, церебральный, детский и даже противоалкогольный. Это лишь неполный перечень продукции, которую производят только здесь. Уникальные медовые смеси изготовлены по старинным народным рецептам и успешно дополняют традиционное лечение.

Плодотворное сотрудничество с учеными и народными целителями привело к расширению ассортимента. В 2008 году был открыт цех по производству зерновой продукции. Самым распространенным болезням века ответили новыми видами товаров: суперовсом, талканом и льняным комплексом.

Слава о целебной силе продукции «Фазылбака» дошла даже до Японии. Японцы предложили выкупить уникальную технологию производства меда, но руководство компании решило этого не делать и оставить право продажи в России.

— Наши препараты принимаем и сами всей семьей, и искренне советуем друзьям и знакомым. Несколько лет назад мы заложили плантацию лекарственных трав. Над развитием бизнеса пришлось много работать всей семье, — рассказывает Марат Фазылов о своем детище.

Профессор Пирогов и Белое море

По словам Марата Фазылова, за пять лет динамика выпуска продукции изменилась мало.

— Мы старались чутко реагировать на текущую ситуацию. Сняли с производства часть продукции, которая оказалась нерентабельна, взамен ввели в ассортимент новые позиции, которые оказались более востребованы и, соответственно, стоили дороже. Акцент сделали на выпуске так называемого «Семейного Люкс-бренда». Это как яйцо Фаберже — вместо множества недорогих лучше сделать несколько, но дорогих и действительно редких, — поделился новостями нынешний хозяин «Фазылбака».

Марат Фазылов признается, что сам термин «БАД» вызывает у него некое отторжение.

— Мы опираемся на собственные разработки, а также на исследования специалистов из Башкирского государственного университета, там есть лаборатория, позволяющая получить ответы на все вопросы о качестве нашей продукции. Я прекрасно понимаю коллег, которые производят полезную продукцию, как и мы, и не стремятся попасть в число производителей БАДов. Ведь их сертификация весьма сложна и дороговата для индивидуальных предпринимателей, каковыми обычно являются такие производители. На выставках наша продукция обычно позиционируется просто как товары для здоровья, а БАДы, если они есть в экспозиции, тоже встают неподалеку от нас, — высказывает свое мнение Фазылов.

За 15 лет работы на «Фазылбаке» смогли наладить полный цикл производства.

Невозможно купить те растения и растворы, которые мы выпускаем, они уникальны в своем роде. Растения, которые мы используем в своих разработках, в основном были взяты из справочника лекарственных растений СССР, их действие клинически подтверждено и обладает доказанными лечебно-профилактическими свойствами. Часть этих растений выращивал сам профессор Пирогов на своем аптекарском огороде. Зерновую основу нам поставляет мой родной дядя, сотрудничающий с крупным сельхозпроизводителем из Кушнаренвского района. Они сами сеют и сами убирают пшеницу, овес, рожь и ячмень. В качестве их зерна я не сомневаюсь. А это очень важно, делится опытом Марат Завильевич.

Часть сырья приходится закупать на Алтае или у производителей с Белого моря, потому что она просто не растет в Башкирии, однако препараты с этими ингредиентами пользуются высоким спросом у покупателей.

Ингредиенты имеют значение

Сотрудники компании «Фазылбак» пробовали мониторить свою покупательскую аудиторию и выяснили: потребителями их продукции являются люди самого разного возраста, но преобладают, конечно люди в возрасте 45+, как, впрочем, и в целом у всех подобных товаров.

Если говорить об упаковке, то в «Фазылбаке» в последнее время придерживаются мнения: люди лучше покупают ту продукцию, которую видят своими глазами. Поэтому основной ассортиментный перечень — талкан, лечебные чаи, кисель, масла, настойки и т. д. — покупатели могут рассмотреть перед покупкой, оценить состав, консистенцию.

— В основном мы стараемся сейчас выпускать продукцию в бумажных крафт-пакетах, это экологично и выгодно. Но есть у нас в каталоге и товары в целлофановой упаковке, стекле и пластике. Есть идеи выпуска продукции в виде конфет и иных сладостей, которые привлекают детей и молодежь, этим направлением занимается старшая дочь, которая мне помогает, — рассказывает Марат Завильевич.

По его мнению, часть полезных пищевых добавок вполне реально продавать на внешнем рынке. Многочисленные положительные отзывы и наблюдения медиков за результатами их приема вполне позволяют активно заниматься продвижением на экспорт. Но для этого нужны профессиональные кадры и, конечно, огромное желание работать в данном направлении.

Если вас интересует мое мнение о БАДах в целом, то меня всегда удивляло, как в одном составе можно объединить кучу ингредиентов? Я считаю, что реально ожидать эффекта от препарата, изготовленного на основе двух, трех, четырех или максимум семи видов трав. Их достаточно для оказания лечебного эффекта. Но когда в рецептуре упоминается от 40 до 150 ингредиентов, это, на мой взгляд, явный рекламный ход. Тем более, если в их числе упоминаются средства, противопоказанные при том или ином заболевании, рассуждает Фазылов.

В структуре продаж компании «Фазылбак» есть и интернет-иагазин, им занимается младшая дочь Марата Завильевича, как и в целом информационной стратегией. Но пока все-таки преобладает торговля на выставках и ярмарках. Таковы особенности товара, покупателю нужно все рассказать и наглядно показать. Конечно, можно было бы доверить эту функцию телевизионной и прочей рекламе, но бюджет региональной компании к таким затратами пока не готов.

Кстати, с начала этого года правительство сняло запрет на онлайн-продажу БАД. Но теперь рынку нужны понятные правила электронных торгов.

— У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется, путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети, — высказал недавно свою точку зрения по этому поводу президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх