Вообще-то это неправильно, считают эксперты. Если нарушение заметит контролирующий орган — назначит штраф.
Схема, по которой государственные ведомства сначала договариваются с поставщиками, получают товары и услуги, а только потом с ними рассчитываются, может скрывать в себе различные тайны. Во-первых, может быть завышена цена контракта: закупка проводится без конкурентного отбора, с той компанией, которую уже заранее выбрал заказчик.
Во-вторых, как проверить, какой объем (например, продуктов) был фактически поставлен на мероприятие, если все уже съели две недели назад?Логическая последовательность проведения сделки, как выяснил Mkset, чаще всего нарушается при выполнении «праздничных» и статусно-деловых мероприятий. Это различные массовые мероприятия, форумы и путешествия чиновников (в том числе и заграничные).
Применение такой практики Mkset заметил еще в мае. Тогда правительственная делегация республики отправилась в деловую поездку по маршруту Уфа-Нукус-Самарканд-Ташкент-Уфа. Сам перелет, который обошелся бюджету в 20 млн рублей, состоялся 16 мая, а итоги конкурса подвели только 18 мая. Таким образом, власти, вероятно, договорились с авиаперевозчиком, что сначала воспользуются его услугами, а расплатятся потом.
Формально это выглядело немного странно, но ситуацию можно было списать на то, что визит был запланирован недостаточно точно.
«Я тоже обратил внимание на перелёт в Узбекистан, что договор был заключён только после оказания услуг. Обратите внимание, что в актах выполненных работ не указаны даты перелета. Я думаю, это сделано специально, так как в моем понимании работы не могут быть выполнены и акт не может быть подписан раньше заключения договора. Возможно, есть исключения для экстренных чрезвычайных работ, но оформление таким образом плановых закупок противоречит логике», — считает экономист Всеволод Спивак.
Дальнейшие события продемонстрировали, что республиканские ведомства могут запросто «жить в долг», практически ни в чем себе не отказывая.
Хлеб и зрелища
Сразу после отмены коронавирусных ограничений в Башкирии возобновили массовые мероприятия. В текущем году их провели достаточно много. Например, со 2 по 4 июня в Сибае прошел Четвертый Всероссийский инвестиционный сабантуй «Зауралье-2022». Для транспортного обслуживания гостей республиканский Минтранс заказывал автобусы большого, среднего и малого класса. Сообщение о закупке у единственного поставщика опубликовали только 18 июля, через две недели после окончания форума, а контракт стоимостью почти 3,2 млн рублей заключили лишь 22 июля. Судя по всему, исполнитель — ГУП «Башавтотранс» — перевозил гостей по устным договоренностям. Ну, а потом, спустя много дней после мероприятия, с ним расплатились.
22 августа другое ведомство — республиканский Минторг — опубликовало извещение о закупке у единственного поставщика услуг по организации питания участников мероприятия «Открытие Международного года фундаментальных наук в интересах устойчивого развития». Поставщик (к слову, часто фигурирующий в госконтрактах) ООО «Торатау сервис» должен был провести в деревне Иргизлы кофе-брейки, обеды и ужины для 320 человек, а также официальный ужин от имени главы Башкирии на 20 гостей.
Мероприятие прошло 9 и 10 июля, однако контракт заключили лишь 22 августа. То есть исполнитель накормил гостей на 5 млн рублей «в долг».
Кстати, Минторг также выступает заказчиком питания для вынужденно покинувших свои дома жителей ЛНР и ДНР. За их завтраки, обеды и ужины в июле, например, заплатили в два раза меньше, всего 2,5 млн рублей. То есть денег, которые перечислили за два дня банкетов в Бурзянском районе, хватило бы, чтобы кормить 197 человек в течение двух месяцев.
Аналогичный контракт — тот же заказчик и тот же поставщик — был заключен на питание участников Республиканского фестиваля лошадей «Башкирская лошадь», а также на официальный обед от имени главы Башкирии. Услуги обошлись Минторгу в 1,4 млн рублей. Фестиваль состоялся в Баймакском районе 29 и 30 июля, но извещение о закупке опубликовали только 2 августа и в тот же день заключили контракт на питание гостей.
По такой же схеме заказали услуги по организации питания для участников делегации Башкирии на промышленной выставке «ИННОПРОМ-2022». В перечень вошли кофе-брейки, деловые обеды и ужины для 80 и 40 человек на 2,1 млн рублей. Выставка проходила с 4 по 7 июля, а контракт был заключен только 22 августа. Из этого следует, что ООО «Торатау сервис» — очень терпеливый и лояльный к Минторгу поставщик.
После праздника
Такой же алгоритм заключения контрактов использовало госучреждение — киностудия «Башкортостан». Например, закупку на услуги по художественному оформлению и изготовлению декораций для проведения Дня города Уфы в парке «Кашкадан» объявили уже после самого праздника, 14 июня. Контракт стоимостью 1,2 млн рублей получила индивидуальный предприниматель Мария Кулагина. Шоу-программа «Аэродинамическая куница» АНО «Дирекция культурных программ РБ» обошлась в 3,87 млн рублей, извещение о закупке опубликовано в тот же день, 14 июня.
Тот же заказчик запрашивал за 5,2 млн рублей аренду специального технического, светового и звукового видеооборудования для организации и проведения праздничного мероприятия «Два шага до…», посвященного Дню города, Дню России и Дню Салавата Юлаева в парке культуры и отдыха «Кашкадан». Извещение о закупке было опубликовано лишь вечером 14 июня. Сам праздник прошел двумя днями ранее.
Законодательство разрешает проводить закупку у единственного поставщика, объяснил Mkset директор компании «Эксперт Центр» Владимир Боксеров.
«Но есть ограничение. Такая закупка может состояться не чаще чем один раз в квартал по определенной отрасли, то есть нельзя за один месяц закупить билетов на 600 тысяч рублей 10 раз. Есть определенные правила. Контролирует исполнение законодательства о госзакупках ФАС. Будь там какие-то нарушения, наверняка бы выявились»,Владимир Боксеров
Закупками у единственного поставщика заказчики пользуются, когда у них нет возможности что-то заранее спланировать. Авиаперелет, вероятно, потребовался срочно. Проведение Дня города, возможно, потребовало участия творческих личностей, с которыми «невозможно работать в плане дедлайнов», объясняет эксперт.
«По поводу того, что закупка объявляется после оказания услуги — ну, а как еще расплатиться с человеком, который оказал услугу. Не „кидать“ же его. Есть формальная дорога, по которой они должны пройти, и они проходят. Да, есть вопросы к срокам — но главное, что тот, кто оказал услугу, получает деньги, поэтому в целом все нормально», — прокомментировал эксперт.
«В определенных законом случаях госзаказчику можно закупать товар, услуги у единственного поставщика без конкурса. Например, если внезапно возникла потребность в товаре из-за чрезвычайной ситуации или в случае небольшой цены товара. Также закон предусматривает возможность закупать у единственного поставщика услуги по обеспечению визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций иностранных государств», — отмечает старший юрист судебного агентства «Барристер» Евгений Шулындин.
Закупки, ссылки на которые приведены, были совершены как раз для обеспечения таких делегаций, поэтому можно говорить об их обоснованности.
«При этом информация о проведении закупки у единственного поставщика должна сразу размещаться на сайте закупок. Если информация размещается с опозданием, должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей. Помимо административного штрафа, если антимонопольная служба выявит нарушение конкуренции при проведении таких закупок (например, негласное соглашение заказчика и исполнителя и завышенную цену контракта), то исполнителя могут обязать вернуть в федеральный бюджет полученные по таким закупкам доходы», — добавил юрист.
В управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Башкирии Mkset объяснили, что «определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта».
«Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) по выполнению работ, оказанию услуг возникает с момента заключения контракта. Таким образом, в силу Закона о контрактной системе сначала публикуется извещение о закупке, определяется поставщик, заключается контракт, после чего исполняются работы (оказываются услуги)», — прокомментировали в контролирующем органе.
Тем не менее жалобы на вышеуказанные закупки в Башкортостанское УФАС пока не поступали, отметили в ведомстве. Возможно, после публикации Mkset, кому-то из участников рынка — конкурентов того же «Торатау Сервис» — такая ситуация покажется странной, и они решат обратиться в надзорное ведомство.
Свежие комментарии